Вход для клиентов
    Карта сайта    
 
Главная / Решения / Среда дистанционной поддержки обучения / Вопросы глобализации образования: основные проблемы и пути их решения
Вопросы глобализации образования: основные проблемы и пути их решения

Гордон Фридман

В настоящее время стало совершенно очевидно, что в наш век информационных технологий задачи, стоящие перед людьми, становятся все более сложными. Вследствие этого многие страны и образовательные учреждения вынуждены пересматривать свои подходы в области предоставления высококачественного образования резко увеличившемуся количеству желающих. Вопрос об обеспечении высокого уровня образования приобрел глобальный характер. Иными словами, правительства большинства стран мира пришли к осознанию того, что образование играет такую же важную роль в вопросах обеспечения конкурентоспособности их национальных экономик, как и многие другие показатели, в результате чего вопрос о качестве образования стремительно превратился в один из самых важных вопросов мировой повестки дня. Мы также разделяем мнение, что, в силу мощного влияния на все остальные сферы жизни общества, эта проблема не может быть решена просто последовательным устранением существующих препятствий. Необходим новый подход, более всеобъемлющий, более системный, который бы предоставил возможность по-новому применить существующие и перспективные технологии.

Цель настоящего доклада состоит в том, чтобы предоставить руководителям учебных заведений, а также правительствам заинтересованных стран и отдельным политикам информацию относительно воздействия глобализации на сферу высшего образования и, тем самым, способствовать развитию процессов, направленных на системное решения бесчисленных проблем, с которыми приходится сталкиваться образовательным учреждениям в связи с глобализацией.

Предоставление высшего образования большему количеству желающих является в настоящее время вопросом чрезвычайной важности как для самих обучаемых, так и для правительств их стран. В целом следует отметить, что спрос на образовательные услуги постоянно растет, и все большее количество студентов по всему миру считают необходимым получение высшего образования. Естественно, что при всевозрастающем уровне спроса возникают трудности в обеспечении возможности предоставлять такому огромному количеству обучаемых высококачественные образовательные услуги и финансовое обеспечение на период обучения.
  • Вопрос о получении высшего образования в настоящее время имеет для правительств, корпораций и граждан большинства стран такую же важность, как и другие вопросы современности (например, вопросы здравоохранения и обороны).
  • Наблюдаемый рост количества обучаемых, который можно назвать «массовым», очевидно является показателем укрепления национальных экономик стран мира и повышения уровня жизни проживающих в них граждан. Однако «массовый» характер этого процесса требует привлечения всё большего финансирования и повышения качества образовательных услуг, предоставляемых возросшему количеству желающих.
  • Экономика и граждане отдельно взятой страны, несомненно, понесут убытки, если не будет обеспечено высококачественное образование большему количеству обучаемых и не будет повышен процент успеваемости.
  • Важность, таким образом, заключается в обеспечении успеха в предоставлении образования как можно большему количеству обучаемых из более широкого спектра демографических и культурных слоев общества.
  • Представленные в основном правительственными структурами финансовые ведомства, занимающиеся вопросами образования, начинают предъявлять требования к руководству образовательных учреждений в отношении качества предоставляемого образования.
В будущем системные изменения, которые необходимо провести в сфере высшего образования, должны основываться на общеуниверситетских процессах, которые, при всестороннем внедрении новых системообразующих технологий, будут обеспечивать различным социальным группам и отдельным гражданам предоставление эффективных и ясно различимых образовательных услуг. Также стало совершенно очевидно, что высшее образование более не может предоставляться только лишь в пределах национальных границ государств – оно приобрело по-настоящему глобальный характер.

Ректор Тамагавского университета проф. Обара так сказал об этом: «В связи с тем, что экономика все большего количества стран становится все более транснациональной, ВУЗы должны готовить своих обучаемых, чтобы те были способны справляться с этим новым трендом. Сегодня большое количество университетов в Японии настроены на волну удовлетворения внутренних потребностей страны, однако совсем скоро им придется включить в учебные программы вопросы, связанные с процессами глобализации».

Основные проблемы, пути их решения

Огромное количество исследований, включая и предыдущие исследования, проведенные Blackboard в США, Канаде и Австралии, помогли выделить основные проблемы и вызовы в сфере предоставления высшего образования. Теперь мы знаем об их существовании. Более того, они стали предметом всестороннего обсуждения в широких кругах образовательной и политической сфер. На момент, когда был подготовлен настоящий доклад, существовавшие стипендии и изученность вопроса о глобальной потребности в области образования оставались на недостаточно высоком уровне. Несмотря на все усилия, предпринятые ВУЗами, правительствами стран и общественными ассоциациями, все равно оставалось ощущение того, что что-то упущено.

Изменения в вопросах управления компаниями, организации рабочих мест и появление новых технологий требуют воспитания нового типа сотрудников. Эти сотрудники теперь должны выходить из стен образовательного учреждения уже знающими специалистами, которые способны выполнять поставленные задачи на основе творческого подхода к решению проблем, а также на основе полученных в ходе подготовки знаний и профессиональных навыков и умений. В связи с изменением структуры коммерческих рынков, появлением Интернета и открытием границ многие рабочие могут теперь перемещаться в поисках работы по всему земному шару, а инновационные технологии могут появляться в любом государстве, а не только в высокоразвитых индустриальных державах.

Таким образом, важность вопроса о глобальном характере предоставления образования поставила проблему высшего образования в один ряд с самыми актуальными глобальными вызовами современности. Так как происходят значительные изменения, само понимание термина «высшее образование» различными категориями граждан и национальных экономик также изменяется, и само высшее образование в данной связи лишь реагирует на изменение внешней конъюнктуры, а не приводит к ее изменению. Давая характеристику этим вызовам в настоящем докладе и раскрывая в нем пути, которыми идут изменения, мы хотим дать основу для развития мысли и разработки мероприятий, которые бы способствовали дальнейшему раскрытию сущности происходящих явлений.

ВУЗы, правительства стран и структуры, занимающиеся финансированием сферы образования, должны приступить к поиску ответов на вопросы, поднятые в связи с повышением важности глобальной проблемы предоставления образования. Кроме того, им необходимо существенно пересмотреть свои подходы для того, чтобы справляться с новыми вызовами в сфере образования в этот период быстрых перемен. А для этого потребуется провести внутриинститутские, культурные и технологические реформы и вовлечь в них студентов, не забывая, однако, о необходимости одновременно обеспечивать экономический прогресс и повышать уровень соответствия задач по обучению и подготовке студентов нуждам экономики и общества.

Развитие технологий будет играть центральную роль в дальнейшей модернизации сферы высшего образования. Вопросы доступности, качества и взаимосвязи обучения гораздо более эффективно можно решать за счет применения новейших технических средств.

Давая характеристику новому веянию в философии образования, ректор университета Понтифика Боливара (Universidad Pontificia Bolivariana) в Колумбии Луис Фернандо Родригез Веласкез, так обрисовал новый подход: «Трансформация общества и человека неизбежна. Наша задача – сконцентрировать усилия на человеке и тем самым внести свой вклад в развитие и изменение Колумбии. Наш идеал – превратить университет в образовательное учреждение, доступное желающим учиться из всех социальных групп и классов».


Полная версия доклада «Unlocking the Global Education Imperative Core Challenges & Critical Responses» («Основные проблемы и пути решения вопросов глобализации образования») опубликована на странице www.blackboard.com/research. За дополнительной информацией и по вопросам дальнейшего исследования обращайтесь на блог Гордона Фридмана по политике и инновациям http://blog.blackboard.com/blackboard/gordon_freedman.

© VP GROUP, 2004-2022
Все права защищены


Дизайн сайта — студия Delaform
Тел.: +7 (495) 968-7070
E-mail: support@verticalportals.ru
Правила использования